16 марта состоялось открытие выставки
«Солженицын-фотограф» в Институте искусствознания, приуроченной к большой
международной конференции «Личность и творчество Солженицына в современном
искусстве и литературе», что на днях проходит в Доме русского зарубежья и ГИИ.
Конференция организована в преддверии 100-летнего юбилея со дня рождения
писателя, которое будут отмечать в следующем году.
Фотографии,
которые снимал Солженицын, хотя и показывали на выставках, но отдельно их
представляли редко. Да и снимков, сделанных писателем, сохранилось немного: на
выставке в ГИИ представят современные отпечатки 35 фотографий, снятых
Александром Исаевичем в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Выставка позволит
увидеть некоторые прототипы из его литературных произведений. К примеру,
фотографию старой крестьянки Матрены Захаровой, которая стала героиней его
рассказа «Матренин двор».
Солженицын
начал заниматься фотографией… из-за конспирации. После освобождения из лагеря в
1953 году в казахском ауле Кок-Терек, куда Солженицына сослали «навечно», он
преподавал в школе и начал писать. Точнее, записывал пьесы и поэму, сочиненные
в лагере, а позже работал над романом «В круге первом». Как опытный зэк, он
понимал, что от обысков не застрахован, то предусмотрительно обдумал, как
сохранить рукописи, и решил, что постраничная фотосъемка поможет: маленькие
негативы легко спрятать и сохранить.
Солженицын
начинал не только как «писатель-подпольщик» (так он называет себя в «Бодался
теленок с дубом»), но и как «фотограф-подпольщик». Съемка видов, как и жанровых
сцен, нужна была для овладения фототехникой, и, естественно, для алиби. Так
появились первые фотографии, которые писатель делал в компании своего товарища,
тоже ссыльного Н.И. Зубова. Солженицын и позже продолжал снимать, но главным
для него был, конечно, писательский труд. Тем интереснее фотографии, сделанные
в период, когда писатель Солженицын только рождался.
Источник: http://novostiliteratury.ru/2017/03/novosti/otkrylas-vystavka-solzhenicyn-fotograf-v-gii/
Комментариев нет:
Отправить комментарий