Вступая в
общественную жизнь, ребенок становится членом множества самых различных малых
групп, формальных и неформальных, членом различных коллективов. Это означает,
что он должен усвоить групповые нормы, требования, правила, так как любая
организованная группа характеризуется групповым поведением, групповыми
интересами, групповыми целями и задачами.
Кроме того, формальные и неформальные группы
имеют ту или иную структуру, определенное разделение труда, групповые роли как
системы взаимных прав и обязанностей, систему авторитетов (власти), групповых
ожиданий, систему групповых поощрений и наказаний. Все это ребенок должен
освоить и приспособиться к групповому поведению и групповой деятельности.
Исходя из
этого, главная задача семейной социализации и семейного воспитания состоит в
том, чтобы развить у ребенка способности к кооперативной совместной,
коллективной деятельности, так как в будущем вся его жизнь будет протекать в
различных (самых разнообразных!) группах и коллективах.
Задачи семейной социализации и воспитания
заключаются в том, чтобы выработать у ребенка навыки н способности общей
кооперативной (коллективной) деятельности с тем, чтобы он мог достаточно
эффективно адаптироваться к жизнедеятельности различных групп.
В этом плане социализация ребенка
рассматривается как все усложняющийся и расширяющийся процесс социально-
психологической адаптации к различным группам и коллективам.
Социально-психологическая адаптация ребенка
начинается буквально со дня его рождения: ребенок приспосабливается к матери,
затем к отцу. Сфера адаптации ребенка постоянно расширяется в зависимости от
интенсивности и частоты общения с ним: это могут быть старшие братья и сестры,
бабушки, дедушки и другие члены семьи.
По мере роста и развития ребенка он
социально адаптируется к супружеским и семейным взаимоотношениям. В старшем
дошкольном возрасте он (сначала – бессознательно!) начинает понимать принципы
разделения труда в семье, семейные нормы, правила, права и обязанности членов
семьи, систему власти и подчинения, наказаний и поощрений.
Семья – естественная
социально-психологическая малая группа, соединяющая в себе и формальные, и
неформальные черты. В ней осуществляются самые различные виды кооперативной,
совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни, отдыха,
досуга, удовлетворения самых разнообразных материальных и духовных
потребностей. Для ребенка семья является первичной естественной школой
кооперативного, группового поведения, коллективного, совместного повседневного
труда. И это основное и решающее, хотя процесс социализации и воспитания в
семье может происходить сознательно и бессознательно, целенаправленно и
стихийно. Главное и самое существенное заключается в том, что ребенок,
адаптируясь к семье как к кооперативной, совместной деятельности, вырабатывает
при этом навыки и способности кооперативного поведения, без которого он не
сможет приспособиться ни к детскому саду, ни к школе. Более того, в семье он
приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру
и темпераменту других людей (в данном случае – членов семьи). Нельзя забывать и
того, что ребенок должен адаптироваться к сложнейшей системе семейных и
родственных отношений, которые бывают чрезвычайно сложными. Процесс семейной
социально-психологической адаптации является основополагающим первым жизненным
опытом, опытом изначальным, но фундаментальным по своему смыслу, содержанию и
значению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий